Плохая кредитная история. Как исправить?
В современном обществе сложно представить человека, не имеющего кредитных средств, нередко люди пожилого возраста становятся заемщиками финансовых организаций. Большой поток обращений и нарастающая кредитная база могут дать сбой и повлечь за собой просрочку кредита.
Непогашенные остатки долговых обязательств негативно отражаются на кредитном рейтинге и портят репутацию заемщика. Чтобы не вовлечь себя в черный список и не прослыть неблагонадежным плательщиком, клиентам необходимо самостоятельно контролировать свой кредитный рейтинг.
Кредитная история (КИ) – это информация о заемщике, хранящаяся в БКИ (бюро кредитных историй). Она включает в себя данные о ранее полученных и текущих кредитах, даты их выдачи и погашения. Имеющиеся просроченные платежи, реструктуризации и рефинансирование. В истории есть записи о действиях заемщика, связанных с финансовыми структурами (кредиты, займы, рассрочки и т.д.), заявки и отказы. С настоящего года срок хранения базы данных сократился до 7 лет.
Рейтинг заемщика не может испортиться без причины, на все есть определенные обстоятельства. Возникновение просроченной задолженности от трех и более месяцев может стать одной из них.
Факторы, снижающие рейтинг КИ
Среди причин, негативно влияющих на кредитный рейтинг, выделяют три основные:
1. Вина банка. Ситуации, по которым банк допускает ошибки, решаются в индивидуальном порядке и без ущерба для КИ клиента, на практике их встречается две:
Человеческий фактор – сотрудники финансовых структур такие же люди и могут допустить ошибку, а именно:
1. Клиентские данные могут быть неверно внесены в базу (ФИО, адрес, номера договоров), необходимо вчитываться в документы, которые подписывает заемщик.
2. Денежные средства зачислены на счет, не привязанный к кредитному договору. Это касается кредитов с аннуитентным платежом, в которых погашение кредита осуществляется с конкретного счета заемщика.
Чужой долг также является ошибкой со стороны сотрудника финансовой организации.
Техническая неисправность, во всех банках бывают случаи сбоя в работе оборудования:
1. Сбой обмена системы переводов.
2. Неполадки в программном обеспечении, например система управления кредитными продуктами временно не работает.
3. Ошибки в работе личного кабинета заемщика.
2. Вина заемщика. Просроченная задолженность со стороны клиентов не является редкостью, в ряде случаев она возникает из-за отсутствия информации. Не читают условия кредитования или не ориентируются в банковских продуктах. Есть и другие причины, такие как например:
1. Систематические просрочки.
2. Большое количество отказов в разных банках.
3. Отсутствие кредитных продуктов и заявок на них.
4. Долги перед судебными приставами.
5. Регулярное обращение в МФО.
3. Мошенничество со стороны 3-их лиц. С ростом цифровых технологий, возросло количество обращений с жалобой на выдачу кредитов без непосредственного участия самого заемщика. Все чаще можно услышать как:
1. Мошенники получили доступ к документам, удостоверяющим его личность, оформили нежелательные кредиты и займы.
2. Клиент поддался воздействию мошенников и сам предоставили доступ к своим счетам, кредитам или персональным данным.
Такие ситуации могут повлечь увеличение задолженности, что непосредственно отразиться на КИ. Банки усиленно работают в этом направлении, совершенствуя систему безопасности и выдачи кредитных продуктов.
Как исправить КИ, если репутация запятнана?
Для выяснения КИ, необходимо обратиться с заявлением в БКИ, каждый гражданин имеет бесплатную возможность на это (раз в год). Если есть негативные факты, стоит их проработать:
1. Желательно иметь постоянное место работы, чтобы банк видел благонадежность и стабильность со стороны заемщика.
2. Заявки на кредитные продукты нужно запрашивать не во всех банках одновременно, а в 4-6 и не более одного раза в месяц.
3. Нужно иметь зарплатную карту любого банка, какие-то страховые продукты и конечно кредитную карту без просрочек. Финансовые организации с большей вероятностью идут навстречу таким заемщикам.
4. Не нужно обращаться в МФО за получением займа, более крупные банки рассматривают таких клиентов с недоверием.
Любое действие заемщика, направленное на погашение долга, требует внимания. Далеко не все обладают достаточными знаниями в области кредитования, чтобы иметь идеальную репутацию. Как показывает практика, контроль со стороны клиента, за распределением оплаты по текущим задолженностям, позволит не иметь отрицательных оценок в БКИ.
Смотрите так же:
Программа: «Ипотека с государственной поддержкой»
Автокредит для пенсионеров. Почему пенсионеры это хорошие клиенты для банка?